История Великой Отечественной войны сегодня переписывается Западом. Вклад СССР в победу при этом стараются приуменьшить, а русских из победителей представить агрессорами. Как в таких условиях воспитывать детей патриотами? Какую роль школа, семья и другие институты играют в патриотическом воспитании? Как сделать работу с детьми и молодежью более эффективной? Ответы искали члены Экспертного клуба Югры.
Для того чтобы подрастающие поколения верно понимало исторические события, то, как развивалась Россия, важно не только давать эти знания, но и интересно «упаковать» их.
По мнению Виталия Малыхина, гендиректора исторического парка «Россия - моя история. Югра», любые знания - это комплексный продукт. История России непрерывна, и мы не можем вырывать из нее какие-то страницы, пусть даже негативные. Важно изучать предпосылки тех или иных событий, видеть их в связке, анализировать и проецировать на наше будущее.
«Люди, отрицающие те или иные достижения, ценности, негативный опыт создают формат того, что наша власть нам врет. И каждый новый правитель снова будет отрицать действия предыдущих и создавать практику недоверия к власти. В итоге комплексное восприятие мира рвется, и возникает неправильная оценка того, что в действительности в мире происходит, и своего места в нем», - пояснил Малыхин.
Важно и то, как информация преподносится, говорит эксперт:
- О Бэтмене ребенок знает гораздо больше, чем о пионере Лене Голикове, потому что персонаж проникает в его сознание из десятков каналов: комиксов, фильмов, книг и т.д. Если рассматривать ценности, как рыночную категорию, то мы должны при их внедрении выдерживать жесточайшую конкуренцию. Создав позитивный важно налаживать каналы его продвижения.
В патриотическом воспитании немалую роль играет краеведение - знание истории родного края, отметил журналист, писатель и краевед Андрей Рябов. При этом начинать нужно не с глобальных вопросов, а с истории своей семьи, своего города. Важно, чтобы патриотизм и связанные с ним акции не сводились к простому формализму, считает представитель СМИ.
О том, какая работа ведется в школах столицы Югры в направлении патриотического воспитания рассказала главный специалист отдела допобразования и воспитательной работы департамента образования Ханты-Мансийска Ольга Дикусар.
Она сообщила, что в учреждениях используются три формы патриотического воспитания: первая - побуждение, когда дети увлекаются различными творческими проектами. Вторая - убеждение. Она приемлема для ребят с шестого класса, когда они становятся полноправными участниками образовательного процесса, могут вести дискуссии, тренируются отстаивать свою позицию. Третья форма - приучение. Обеспечение коллективной занятости, проведение соревнований, конкурсов, смотров.
«Перед образовательными организациями стоят задачи сформировать патриотическое мировоззрение, развить национальное, гражданское самосознание школьников. Для этого проводятся конкурсы, сборы, соревнования, смотры и т.д. Так, историко-краеведческое направление включает в себя изучение истории края, знакомство с прошлым родного города, просмотр старых фотографий, видеозаписей и всего, что возбуждает интерес к прошлому. Эстетическое направление - это изучение творчества писателей, музыкантов, художников-земляков, а экологическое направление воспитывает бережное отношение к природе», - рассказала ugra-news.ru Дикусар.
Также эксперт считает важной частью патриотического воспитания еженедельное поднятие флага России в образовательных учреждениях с исполнением гимна. Такое почетное право в школах доверено отличникам, олимпиадникам и юнармейцам.
Руководитель Юнармии школы №6 Ханты-Мансийска, учитель ОБЖ Владимир Мамонтов, рассказал об участии организации в патриотическом воспитании школьников:
«Юнармия как семья - старшее поколение воспитывает младших. Когда приходит педагог, они воспринимают одну информацию. Когда приходит подросток, который учится с ними вместе, они воспринимают информацию по-другому. Младшие видят старших и ориентируются на них - нарядных, дисциплинированных, успешных в спорте и учебе», - отметил Мамонтов.
К слову, Юнармия заключила соглашение с центром допобразования «Перспектива» и ведет военную подготовку ребят с 8 по 11 класс, готовит их к службе в армии. А младшие тем временем занимаются изучением малой родины и истории России.
Член клуба, эксперт Общественной палаты Югры, региональный координатор федерального проекта «На защите семьи» Галина Выдрина рассказала о мероприятиях, которые направлены на изучение и сохранение семейной памяти.
- Когда мама поет песни ребенку, рассказывает сказки - это тоже воспитание. Когда семья собирается на семейный обед, на день рождения старших родственников, поздравляет своих дедушек, бабушек - это тоже семейные традиции. Именно семья дает уверенность в завтрашнем дне.
В моей общественной деятельности есть проект «Кирилло-Мефодиевские чтения». В 2020 году они были посвящены 75-й годовщине Победы. Какие прекрасные выступления детей были на молодежных чтениях, какие исследовательские проекты они преподнесли нам!
Также Выдрина привела в пример исследовательский конкурс «Семья в истории Победы», по итогам которого был издан сборник сочинений, и отметила, что исследовательское движение истории семьи должно развиваться, а эти истории -собираться в книги и храниться в библиотеках для будущих поколений.