За 11 месяцев текущего года в службу судебных приставов Югры поступило 315 обращений жителей округа по вопросам нарушения их прав при возврате просроченной задолженности. Это на 69% больше, чем за аналогичный период прошлого года, рассказала на площадке РИЦ «Югра» начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности окружного УФССП Рашита Сайфулина.
В этом году признаны обоснованными 43 обращения югорчан. В прошлом году обоснованными признали 21 обращение из 186.
К административной ответственности за нарушение прав и законных интересов жителей Югры при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности в этом году привлечено 47 организаций, из них 28 – микрофинансовых, 19 – коллекторских, включённых в государственный реестр юридических лиц.
Спикер отметила, что возвратом задолженности занимаются не только коллекторские организации, но и банки, микрофинансовые организации. Это могут быть и новые кредиторы, права которым были переданы по договорам цессии.
В Югре зарегистрированы четыре коллекторские организации, все они расположены в Сургуте. Но ни одно коллекторское агентство России не привязано территориально и может покупать долги в любом субъекте страны.
Рашита Сайфулина посоветовала югорчанам познакомиться с Федеральным законом №230 от 3 июля 2016 года «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"». Согласно ему, с 2017 года на службу судебных приставов возложен контроль за деятельностью коллекторских организаций.
В законе прописано, что кредитор или действующий в его интересах коллектор вправе проводить с должником личные встречи, телефонные переговоры, отправлять телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи. Также можно делать почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника. Иное взаимодействие предполагает соглашение с должником.
Нельзя оказывать психологическое давление на должников, использовать слова и выражения, унижающие его честь и достоинство, либо третьих лиц. Законом запрещены угрозы причинения физической расправы. Нельзя угрожать должнику, что будет истребовано его имущество, вводить в заблуждение по поводу правовой природы неисполнения кредитных обязательств и последствий. Нельзя запугивать возможностью применения мер административного воздействия или уголовного преследования.
Банкам и коллекторам нельзя взаимодействовать по возврату долгов с лицами, признанными банкротами, несовершеннолетними, лицами, лишившимися дееспособности, либо признанными ограниченно дееспособными, если человек находится на излечении, инвалидами I группы.
«Звонить третьим лицам коллекторы могут, — поясняет Рашита Ринатовна. — Но, согласно 230-му закону, для этого необходимо получить согласие должника. Оно должно быть отдельным документом от лица должника и содержать согласие на обработку персональных данных. Такое согласие должник вправе отозвать. Некоторые финансовые организации при оформлении кредита или микрозайма идут на уловки — при заключении договора могут предложить подписать такое согласие клиенту, который ещё не должник. У нас граждане доверчивые, они иногда не углубляются в сам договор, что говорить о дополнительном соглашении. И с первого дня просрочки начинается взаимодействие с третьими лицами».
Недавно по жалобе жительницы Нижневартовска микрофинансовую организацию «МигКредит» привлекли к административной ответственности. Представитель финансовой компании звонил работодателю должницы, чем блокировал работу в организации. Суд назначил штраф.
«Третье лицо может прекратить звонки, выразив своё несогласие. При продолжении звонков, разговор можно записать, а затем привлечь к нответсвенности кредитора. Так, Арбитражный суд округа вынес решение о привлечении к ответственности коллекторскую организацию из Москвы, чьи сотрудники звонили югорчанину, который даже не был знаком с должником», — рассказала Сайфулина.
Часто людям приходится возвращать долг, многократно превышающий сумму кредита. Несогласным с такой суммой должникам Рашита Сайфулина советует обращаться в суд, чтобы решить вопрос.
«Несколько микрофинансовых организаций осуществляют деятельность под одним брендом. Например, «Росденьги», «Деньги в руки» и другие. Далеко ходить за примером не надо, в центре Ханты-Мансийска, на площади, сразу несколько таких точек продаж. Когда люди приходят взять небольшие деньги, 10-15 тысяч рублей, они часто не читают договор и не осознают, в какой микрофинансовой компании они взяли средства. А ведь эта информация нужна, чтобы установить виновное лицо», — сказала представитель окружного УФССП.
Также Рашита Сайфулина отметила, что после вступления в силу ФЗ №230 коллекторские агентства и кредиторы стали работать по урегулированию долгов в правовом поле. А югорчане получили возможность пресекать малейшие нарушения их прав.