Накануне в полицию Мегиона обратилась женщина, которая перевела крупную сумму неизвестным.
Заявительница рассказала, что ей позвонил мужчина, который представился сотрудником Центрального банка России и под предлогом перевода денежных средств на «безопасный счет», похитил 1 520 000 рублей.
Позже выяснилось, что аферисты действовали банальным и излюбленным ими способом – сообщили женщине о том, что с её счетов пытаются похитить деньги и оформить кредит на её имя, в связи с чем в срочном порядке нужно принимать меры по пресечению противоправных действий. Доверившись незнакомцу, женщина стала выполнять его указания, постоянно находилась с ним на связи и переводила разными операциями свои средства на счета, продиктованные звонившим.
Позже женщина поняла, что стала жертвой мошенников и что её сбережения никто возвращать не собирается, после чего обратилась в полицию.
Жителю Сургута повезло больше. От потери крупной суммы его спас сотрудник банка. Накануне в один из офисов Сбера обратился местный житель, который решил оформить кредит на свое имя. Оператор финансовой организации обратила внимание на то, что клиент, заполняя заявку, попросил максимальную сумму. Кроме того, мужчина постоянно общался с кем-то по телефону. Предположив, что заем он берет по указанию третьих лиц, сотрудница банка обратилась в полицию. Приехавшие в отделение банка сотрудники полиции установили, что сургутянин общается с аферистами, и, следуя их инструкции, пытается оформить кредит, чтобы перевести деньги на якобы безопасный счет.
Убедив мужчину в том, что сотрудники финансовых организаций и правоохранительных структур никогда не работают с гражданами дистанционно, не привлекают таким образом к разоблачению преступников, и в том, что сохранных ячеек не существует, а по телефону он общается с настоящими мошенниками. Бдительность оператора помогла сохранить деньги на счету.
К сожалению, ситуации со счастливым исходом, когда гражданам приходится иметь дело с мошенниками, случаются редко, гораздо чаще преступникам удается завершить свой план по изъятию денег у доверчивых югорчан.
О ситуации с преступностью, связанной с мошенничеством, рассказал в эфире РИЦ «Югра» оперуполномоченный управления уголовного розыска УМВД России по Югре Павел Перепелкин:
«За истекший период текущего года зарегистрировано 7714 имущественных преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, их удельный вес составляет 43,8% от всех зарегистрированных в округе. При этом из 7714 IT-преступлений, 5081 или (66%) относятся к разряду имущественных (мошенничества и кражи).
Ущерб от имущественных преступлений в сфере IT по итогам 10-ти месяцев уже составил более 1 миллиарда рублей (1 039 064 382), и превышает за аналогичный период прошлого года практически в 2 раза (560 000 000 рублей)».
По словам оперуполномоченного, основными причинами роста регистрации преступлений и соответственно причиненного ущерба остается низкий уровень финансовой и технической грамотности населения. Граждане до сих пор не понимают, как работают банковские учреждения, как правильно пользоваться банковской картой и какие контрольные данные разглашать запрещается. Они не знают основные правила безопасности использование сети интернет. Это приводит к тому, что результативность профилактики значительно снижается.
При этом жертвами мошенников становятся люди различных профессий, в том числе работники банков, образовательных и медицинских учреждений, газовой и нефтяной промышленности, государственных и муниципальных органов, индивидуальные предприниматели, пенсионеры.
«По-прежнему самым распространенным способом совершения преступлений являются звонки лжесотрудников банка или правоохранительных органов. На втором месте – продажа и покупка различных товаров в сети Интернет. Далее следуют инвестиции в сомнительные брокерские организации и игры на бирже. Стоит отметить, что в текущем году снова стала набирать популярность старая схема: «Ваш родственник попал в беду», но теперь злоумышленники не действуют в одиночку. Звонящий представляется сотрудником силовых или иных структур и сообщает, что близкий человек абонента попал в беду, и «чтобы решить проблему» требуется отдать имеющиеся наличные деньги курьеру. Чаще всего на такие уловки попадаются пожилые граждане. Как правило, участвуют два злоумышленника. Первый в ходе разговора узнает личные данные, которые позже умело используются для обмана уже вторым звонящим. Он представляется родственником или близким человеком. Предлогом могут быть различные придуманные ситуации: сын сбил человека и теперь нужны деньги на лечение, попал в полицию и нужно «откупиться» и т. д. Главное для мошенника – нарушить эмоциональное состояние жертвы, когда сложнее обдумывать действия», - отметил Перепелкин.
Также имеют место взломы страниц в социальных сетях, когда приходят письма от имени знакомых с просьбой занять деньги. Достоверность такого письма нужно обязательно перепроверить у знакомого или близкого человека, который входит в круг друзей вашего аккаунта и от имени которого пришло сообщение.
Пожилым людям часто предлагают купить медицинские приборы либо БАДы, после чего в базе остаются их персональные данные и номера телефонов. Через некоторое время потерпевшим вновь звонят потенциальные мошенники и говорят, что вам положена компенсация за приобретенный некачественный товар либо БАД. Но за получение этой компенсации предлагают перечислить на чужие счета достаточно приличные суммы.
В заключении разговора сотрудник полиции напомнил югорчанам о бдительности. Он отметил, что сотрудники банков никогда не запрашивают у граждан личные данные. Павел Перепелкин рекомендовал югорчанам пообщаться со своими пожилыми родственниками и предупредить их о возможных угрозах мошенничества.