Педагог Людмила Кузнецова решила оставить работу в нижневартовской средней школе, проработав в системе образования без малого 18 лет. Репетиторство давало дополнительный доход учителю русского языка и литературы ещё во времена работы в школе. Поэтому уходила без опасений. Знала, что частная практика прокормит. И действительно, денег после ухода на вольные хлеба стало больше. Вот только не хватало ощущения большого дела.
«Я поняла, что частные уроки – это занятие скучное, рутинное и лишено самых интересных процессов. Как репетитор, я могла влиять только на знание русского языка и литературы. А мне всегда интересна не только успеваемость по предмету, но и судьба детей».
Мысли о чём-то большем совпали с периодом поступления в институт дочери. В этой точке соединились личный интерес и поиск пути профессионального развития. Людмила решила обучиться на профориентолога – специалиста, который помогает школьникам определиться с профессией и выбором вуза. В Нижневартовске специалистов такого профиля не было. И поскольку один в поле не воин, предприниматель научила новой профессии и студентов Нижневартовского университета. Так в 2017 году родилась команда образовательно-профориентационного клуба «Vместе». У нижневартовских старшеклассников появилась возможность не только подтянуть баллы по предметам, но и определиться с будущей профессией и спланировать поступление в вуз.
«Репетиторство – нередко потраченные впустую деньги. Мы идем по другому пути. Когда родители приходят, мы спрашиваем: “а зачем вам математика?” Отвечают: “на всякий случай”. Мы предлагаем: давайте сначала посмотрим, какой у вашего ребенка вектор развития, какое направление обучения и только потом будем принимать решение, надо ли за это отдавать деньги».
Спустя год после создания «Vместе» учительница решила – пора снова в школу. И поступила в школу социального предпринимательства. Это проект Фонда поддержки предпринимательства Югры. Специальный образовательный курс рассчитан на 3 месяца и адаптирован именно для социальных предпринимателей. Людей, которые решают социальные проблемы общества, обучают тому, как вести бизнес, сделать свое дело прибыльным.
«Мне нужно было понять, что делать, чтобы механизм работал без сбоев. Организационных проблем не было. Но я хотела знать, как работают механизмы экономические, юридические. Знания, которые я получила в школе социального предпринимательства в области менеджмента и маркетологии для меня были новыми».
К своим учителям бизнеса из Фонда поддержки предпринимателей наша героиня до сих пор обращается за советом. А дети бизнес-тренеров учатся у неё в клубе.
«Проекту "Школа социального предпринимательства" уже 7 лет. За это время обучение прошло около 2 тысяч югорских предпринимателей, – отмечает генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства Югры "Мой Бизнес" Ирина Гайченцева. – Суть проекта – бизнес-план под ключ. Предприниматель приходит только с идеей, а иногда и без идеи, только с желанием развиваться. А на выходе у него готовый проект, разработанный вместе с экспертами школы – сертифицированными бизнес-тренерами. Индивидуальное сопровождение позволяет учесть все нюансы: детали местного рынка услуг, социально-демографический портрет клиентов и особенности личности самого предпринимателя. Учатся предприниматели только по выходным, считаю, что это тоже важно. Обучение бесплатное, за счет нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство". Кстати, уже идет набор в Школу социального предпринимательства 2021, она стартует осенью, запись на сайте шсп86.рф».
В прошлом году у Людмилы Кузнецовой появился ещё один бизнес-план. Предприниматель сделала расчеты и поняла, что деньги, которые родители платят за несколько занятий в неделю, могут покрыть обучение в полноценной частной школе. Нарисовалась новая точка роста – общеобразовательная профориентационная школа «Вектор». Сейчас идет набор в три класса по 16 человек. Набирают десятиклассников для двухлетнего обучения. Статус некоммерческой организации позволил получать госзаказы на мероприятия. Это стало существенной поддержкой. Например, из бюджета Югры финансируются расходы на профориентационные съезды.
«Задача средней школы – дать аттестат. Наша задача – помочь найти вуз, где человек получит диплом, и этот диплом в будущем пригодится».
Обучение в «Векторе» – инновационное. У каждого ученика будет свой персональный наставник и тьютор-профориентолог. Новой является и система обучения, развивающая навыки 4К. Это критическое мышление, командность, коллаборация, креативное мышление. Школа будет поддерживать своих воспитанников на этапе абитуриентской кампании. Уже налажены партнерские отношения со всеми высшими учебными заведениями Югры. Онлайн-уроки нижневартовским школьникам готовы давать и преподаватели из других регионов. Например, МГТУ имени Баумана и Московского авиационного института.
Репетиторство, клуб, частное образовательное учреждение – три этапа пути в бизнесе бывшей учительницы средней школы. Для социального предпринимателя Людмилы Кузнецовой все это – промежуточные остановки: «Я не успокоюсь, пока не увижу счастливого, увлеченного делом человека, который вышел от нас во взрослую жизнь. Когда человек занят делом, нет места злобе, обиде, досаде. А значит он счастлив».