Взаимодействие крупного бизнеса с сектором МСП – одно из приоритетных направлений развития российской экономики. О том, как в регионе реализуется сотрудничество малого и крупного бизнеса, шла речь во время пресс-конференции в РИЦ «Югра», в которой приняли участие
первый заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев, заместитель губернатора Югры Сергей Черняев, директор департамента экономического развития – заместитель губернатора Югры Сергей Афанасьев.
- Почему взаимодействию крупного бизнеса с МСП уделяется большое внимание? В чем его важность?
А.Г. Забозлаев:
«Развитие малого и среднего предпринимательства – это, в первую очередь, насыщение рынка товарами и услугами, рост экспорта и использования продукции местных товаропроизводителей. Чтобы сектор МСП развивался и выходил на новые рынки, необходимо сотрудничество с крупными игроками рынка, госкомпаниями.
Такое сотрудничество способствует доступу малых компаний к участию в закупках крупных предприятий. И это важно по 2 причинам.
Первое. Доступ МСП к закупкам крупных компаний увеличивает объем и качество производимой ими продукции. У малого предприятия появляется гарантированный сбыт, возможности для роста и расширения.
Второе. Крупные заказчики, получая качественную продукцию отечественного производства, тем самым способствуют решению задач по обеспечению технологического лидерства, импортозамещения, созданию новых рабочих мест.
Сегодня это направление особенно обретает «новое дыхание» в связи с продолжающимся санкционным давлением. У предпринимателей есть необходимость перестраивать свою деятельность на внутренний спрос, ключевым источником которого, безусловно, становится государство и крупные компании».
- Какая роль в данном процессе отводится государству?
А.Г. Забозлаев:
«Задача по совершенствованию системы закупок крупнейшими заказчиками у МСП была поставлена Президентом Российской Федерации Указом от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (цель - совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей).
Согласно 223-ФЗ «О закупках» прирост годового объема закупок крупнейших заказчиков (госкорпорации, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей участия государства/муниципалитета свыше 50%, субъекты естественных монополий, ГУПы/МУПы, организации энергетики, водоснабжения, обращения ТКО; бюджетные учреждения) у МСП должен составлять не менее 2,3%, ежегодно. Отмечу, что в Югре в 2023 году данный прирост составил 10%, а в 1 квартале этого года уже 47%.
В 2021 году Министерством экономического развития Российской Федерации при участии общественных организаций, таких как «ОПОРА РОССИИ», «Российский союз промышленников и предпринимателей», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, «Деловая Россия» разработана Декларация о взаимодействии крупного бизнеса с МСП (прилагается).
Этот документ определяет принципы взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП и определяет области, в которых крупный бизнес может оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.
Положения Декларации сформированы на основе лучших российских и международных практик взаимодействия крупного бизнеса с субъектами МСП, отражают приверженность принципам ответственной и добросовестной корпоративной практики.
Всего Декларация определяет 5 областей взаимодействия крупного и малого бизнеса: доступ на рынки, модернизация производственных и административных процессов, доступ к инфраструктуре, к финансированию, развитие человеческого капитала и компетенций.
К Декларации присоединись 28 крупных компаний, из которых 4 компании из Югры (это – «ЮЛХ», «Северречфлот», «Россети Тюмень» и «Ханты- Мансийские электрические сети»).
- Малым предприятиям открывается доступ к мерам поддержки от крупных компаний. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как это работает?
С.В. Черняев:
«В 2022 году вступили в силу изменения в Федеральный закон о развитии МСП. Они дают право крупным компания с госучастием разрабатывать программы развития МСП – поставщиков. То есть оказывать им финансовую, правовую, методическую, информационную поддержку.
В Югре работают уже четыре таких программы, в рамках которых заказчики с государственным и муниципальным участием оказывают поддержку для решения задачи импортозамещения товаров, закупка которых в настоящее время затруднена в связи с введенными в отношении Российской Федерации мерами санкциями.
Такие программы в Югре реализуют «Северречфлот», «Комбинат питания Нягани», «Дорожно-эксплуатационное предприятие» Ханты-Мансийска, а буквально недавно такую программу утвердило Муниципальное предприятие «Школьное питание» Нефтеюганска.
Важно. Югра является лидером среди субъектов по реализации таких программ.
Одним из наиболее эффективных механизмов выстраивания долгосрочного сотрудничества предпринимателя с крупным заказчиком является офсетный договор. В его рамках инвестиционные затраты поставщика обеспечиваются гарантированным сбытом его продукции со стороны заказчика.
Конструкция офсетного договора со встречными инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора против долгосрочных поставок может быть применена различными субъектами - заказчиками: осуществляющими государственные и муниципальные закупки по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, а также экономическими субъектами, действующими в соответствии с утверждаемыми такими организациями положениями о закупках. Механизм способен обеспечить взаимовыгодные условия для его участников.
В регионе формируется практика заключения офсетных договоров по 223-ФЗ. В прошлом году Комбинат питания Нягани заключил первый среди региональных заказчиков офсетный договор по указанному закону. Поставщиком-инвестором стала компания из Югры - Акционерное общество «Агроника», которая приняла обязательства создать и модернизировать на территории г. Урай производство кисломолочной продукции в индивидуальной упаковке, обогащенной витаминно-минеральным комплексом, в составе которого кальций, йод и витамин Д3.
Для этих целей «Агронике» был предоставлен целевой заем Фонда развития Югры, а Фондом поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» компенсированы часть затрат за приобретенное оборудование.
В проработке еще несколько офсетных договоров, в том числе не только при поставках товарах, но и сферах оказания социальных услуг.
Кроме того, автономным округом первым в стране разработан проектный режим «промышленный офсет». Сейчас регион развивает такое направление офсета, в том числе путем взаимодействия с компаниями топливно-энергетического комплекса на принципах обеспечения их пользователей долгосрочным заказом. Направление позволит развивать промышленную инфраструктуру и вовлекать в экономический оборот не участвующие в хозяйственном обороте производственные активы».
- Как еще в Югре решаются задачи по поддержке крупного бизнеса и МСП?
С.А. Афанасьев:
«В автономном округе создана экосистема государственной поддержки как крупного бизнеса, так и МСП. Например, для МСП-поставщиков мы разработали комплекс мер по программе «выращивание». В рамках этой программы из регионального бюджета компенсируются затраты МСП на приобретение оборудования, программное обеспечение, обучение, а также компенсируются расходы на создание инновационной продукции.
Меры поддержки предусмотрены и для крупных компаний. Так, например, по договору СЗПК государством возмещаются расходы на создание и модернизацию инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта.
Особое внимание уделяется системообразующим организациям автономного округа. Для таких организаций предусмотрены льготы по аренде государственного имущества, предоставляются субсидии на возмещение убытков.
Крайне важным является включение МСП в цепочки поставок крупных компаний. Крупные компании часто спохватываются, что они чего-то не производят, когда уже поздно входить в инвестиционный цикл.
В свою очередь, среди малых предприятий есть те, кто производит уникальную продукцию, кто занимается импортозамещением. Необходимо адаптировать их под запрос крупных компаний.
Нами разработан план по развитию производственной кооперации и сбыта продукции между крупным и малым бизнесом. Запросы крупных частных компаний, в том числе иностранных, мы размещаем в сервисе «Производственная кооперация и сбыт» Цифровой платформы МСП».
На сегодняшний день мы практически вручную состыкуем МСП и крупные компании, и я надеюсь, что эта услуга скоро станет более востребованной.
Сейчас на платформе мы уже разместили запросы от 2 крупных югорских компаний и 10 иностранных. На данные запросы уже получено порядка 20 откликов от МСП, которые прорабатываются заказчиками».
- Как в развитии МСП-поставщиков помогают институты развития?
С.А. Афанасьев:
«Безусловно, в нашей экосистеме важная роль отводится организациям инфраструктуры поддержки МСП – институтам развития. Это в первую очередь Фонд поддержки предпринимательства «Мой Бизнес», Фонд микрофинансирования и Фонд Региональная гарантийная организация, а также Фонд развития Югры и Технопарк высоких технологий.
Ими разработан комплекс мероприятий по оказанию информационной, консультационной, маркетинговой, финансовой, имущественной и иной поддержки МСП – поставщикам.
Мероприятия направлены на повышение уровня технологической готовности и конкурентоспособности предпринимателей, результатом такой работы является рост количества МСП – поставщиков, способных соответствовать многочисленным критериям, выдвигаемым при госзакупках или «предквалификационным отборам» крупных компаний.
В конечном итоге подобные программы призваны избавить государство от недобросовестных поставщиков и повысить профессиональную подготовленность МСП к реалиям сегодняшнего рынка».