Тысячелистник, крапива, ромашка, багульник, а также рыбий жир – наиболее распространенные у обских угров народные «медицинские» средства, лечением которыми представители коренных народов Севера не пренебрегают и в настоящее время.
Специалисты Обско-угорского института прикладных исследований и разработок исследуют медицинскую антропологию в рамках изучения духовной культуры обских угров.
«Медицинская антропология получила свое развитие и в нашей стране. Она изучает медицинские знания, бытовавшие и существующие ныне в разных обществах. Помимо способов и традиций врачевания большое место уделяется вопросам взаимоотношений врача и пациента, современного медицинского обслуживания и положения врачей», - цитирует ugra-news кандидата исторических наук Татьяну Волдину, ведущего научного сотрудника отдела истории, археологии и этнологии.
По словам ученого, медицинская антропология и этнография пересекаются в теме, связанной с народными магико-медицинскими знаниями. «Пока народная медицина хантов и манси мало изучена, многие материалы по медицинским традициям зафиксированы фрагментарно и не по всем локальным группам обских угров. И обстоятельное изучение народной медицины этих народов пока остается делом будущего», - добавила Татьяна Волдина.
Именно сбору материалов по народной медицине Татьяна Владимировна посвятила одну из своих экспедиций в Белоярский район. Жители поселка Полноват и города Белоярский в интересах науки поделились народными средствами и методами лечения.
Названные травы в прошлом заготавливали мешками. Широкое применение у коренных жителей получил мох, его прикладывали к больному месту, к ранам. По словам Татьяны Владимировны, известны случаи, когда участники Великой Отечественной войны после ранения сами себя лечили, закладывая раны мхом – он хорошо вытягивал гной.
А вот при переломах коренные жители использовали медь – строгали изделия из этого металла и употребляли опилки, частички меди внутрь - кости срастались очень быстро.
В больших количествах жители сел и деревень собирали рыбий жир, который использовали при всяком удобном случае.
Были очень внимательны коренные жители в случаях массового заболевания. Во время эпидемий и пандемий деревенские жители «садились на диету» из ягод и заячьего мяса, и пили морс. По словам Татьяны Волдиной, угры обращали внимание на то, с какой стороны пришли болезни. Считалось, если сверху по Оби - то быстро пройдут, а вот если снизу - то болезнь может и задержаться.