Накануне Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации отметила 20-летний юбилей со дня своего основания.
Об итогах работы в эфире Регионального информационного центра «Югра» рассказал заместитель руководителя Управления ФАС по Югре Раиль Валиуллин.
- В этом году ведомство отмечает 20-летнюю дату. Расскажите, какие основные задачи, которые стоят перед Службой?
- Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе мы занимаемся контролем за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
- Каковы результаты работы?
- У многих были на слуху успешные дела Центрального аппарата ФАС России об отмене внутрисетевого и национального роуминга в России, прекращение взимания платы операторами сотовой связи за раздачу Интернета, отменен «банковский роуминг» (комиссии за межрегиональные денежные переводы между счетами граждан в одном банке) и прочие значимые для экономики дела.
Касаемо нашего территориального управления, сообщаю, что отдел контроля закупок рассмотрел 765 жалоб, выявил 273 нарушения и выдал 171 предписание об устранении нарушений. Около 42% всех жалоб обоснованные. Также рассмотрено 526 обращений о включении участников (подрядчиков) в реестр недобросовестных поставщиков, из них включен в реестр 260 хозяйствующих субъектов, т.е. порядка 50 % всех обращений.
- Какие нарушения фиксируются наиболее часто?
- Наиболее часто встречающимися нарушениями являются неустановление дополнительных требований к участникам закупки (наличие опыта), неправомерный допуск или отклонение участника закупки и описание объекта закупки с нарушениями требований закона о контрактной системе.
По реестру недобросовестных поставщиков наиболее частой причиной включения является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта.
Касаемо данного реестра, хотелось бы отметить случаи, когда подрядчики, заключая контракты, полностью отдают работы на субподряд, забирая себе разницу между ценой контракта и ценой договора с субподрядчиком, а потом выясняется, что работы выполняются ненадлежащим образом и ответственность, согласно действующего законодательства целиком лежит на исполнителе по государственному или муниципальному контракту, который и подлежит включению в РНП.
Также, распространённой причиной включения в реестр являются расторжения контрактов на оказание охранных услуг. Нередки случаи, когда фирма сильно демпингует начальную максимальную цену контракта и состав охранников не отвечает требованиям документации по количеству, а также квалификации.
К сожалению, бывают и случаи, когда участники контрактной системы, недостаточно полно прочитав условия закупки, становятся победителями, а потом начинается процесс «переговоров» с заказчиком об изменении, продлении и т.д. условий контракта.
Если брать обращения, когда участник уклоняется от подписания контракта (т.е. не подписывает в установленный срок контракт), то приведу интересный случай, когда победитель закупки не подписал контракт ввиду уезда в Грузию, а потом у нас на комиссии искренне не понимал почему он считается уклонившимся, ведь его не было в стране. Комиссия включила сведения о нем в реестр.
Относительно рассмотрения жалоб мы всегда исходим из того, чтобы обеспечить конкуренцию, но и заказчик удовлетворил собственные нужды в том или ином товаре, работе, услуге.
Приведу случай, когда заказчик неправомерно отклонил заявку участника.
Предметом закупки было выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердачных помещений учреждения, одежды сцены. Адрес заказчика - Нижневартовск.
Жалоба подана от участника, заявку которого отклонили, т.к. в его лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с правом выполнения работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций место оказания услуг был Сургут, вместо Нижневартовска и, по мнению заказчика, данный участник не обладал правоспособностью оказывать требуемые услуги.
Комиссия Управления установила, что лицензия участника выдана МЧС России по Югре. По мнению заказчика, адрес места оказания лицензируемых работ должен совпадать с адресом выполнения работ по контракту, а именно: Нижневартовск, ул. Мира, 31А. Комиссия Управления в том деле, так и не услышала от заказчика пояснение, как участник может иметь адрес осуществления работ в лицензии по месту нахождения самого заказчика. Получается, что, по мнению заказчика, адрес вплоть до номера дома должен был совпадать, иное же не носило никакого логического объяснения.
В данном деле мы доказали, вплоть до Верховного Суда РФ, что лицензия, выданная федеральным органом, распространяется на территорию всей России.
В другом деле мы отстояли права участника контрактной системы, доказав, казалось, очевидное, что 1000 мг лекарства эквивалентно 1 г.
К сожалению, порой поступают жалобы, где участники, согласившись с положениями документации, после рассмотрения заявок, не выиграв закупу, подают жалобы на те самые положения документации и что только не указывают, чтобы отменить протоколы и получить возможность вновь подать заявку. В таких случаях, мы подходим к рассмотрению жалобы стараясь соблюсти баланс интересов, и если, указанные доводы в целом не повлияли на результат определения поставщика, то предписание на отмену протоколов не выдаем, чтобы государственная или муниципальная нужда была удовлетворена в срок.
Кстати, Центральный аппарат ФАС России 29.12.2023 г. издал письмо, согласно которому, в случае, если податель жалобы не обладает специальной правоспособностью или опытом, при установлении в извещении соответствующих требований к участникам, права и законные интересы такого заявителя не могут быть нарушены, а, следовательно, жалобы от таких лиц подлежат возврату.
К слову о недобросовестных участниках, в практике Управления были случаи предоставления участниками подложного опыта ранее выполненных работ. Данные случаи мы отдельно отмечаем, берем на карандаш таких участников, а также направляем сведения о таких случаях в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер реагирования.