Накануне Президент России Владимир Путин провел в Йошкар-Оле заседание Совета по межнациональным отношениям, посвященное реализации на региональном и муниципальном уровнях Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года. Как сообщили РИЦ «Югра» в окружном департаменте общественных и внешних связей, среди прочих вопросов была рассмотрена работа прессы с межнациональной темой.
В своем выступлении глава Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге отметила, что включение в Стратегию государственной национальной политики блока информационного сопровождения запустило важные и позитивные процессы. Однако, по ее мнению, наличие или отсутствие регулярного освещения межнациональной тематики в СМИ пока так и не обрело системный характер, а зависит от желания или нежелания главного редактора, или владельца, причем этим равнодушным владельцем может быть и государство.
«Почему это важно? Потому что все еще очень часто межнациональная тема в СМИ – это гармошки, матрешки, масленица, сабантуй. Если посмотреть на федеральные телеканалы, то сейчас все мы, 193 народа России, со всей своей тысячелетней историей, уникальным опытом взаимопроникновения культур, смотрим на свою многонациональность только глазами пусть и доброжелательного, но заезжего путешественника. А региональные телеканалы решают эту тему совершенно по-другому. Они не боятся обсуждать межнациональные темы, которые действительно волнуют людей», - сказала эксперт.
Маргарита Лянге рассказала, что в первое место в конкурсе «СМИротворец» в прошлом году получили острые, позитивные, публицистические программы ТРК «Север» из Сургута.
«Одни названия сюжетов за себя говорят: «Мама, я нерусского люблю!» – о проблемах межнациональных браков и взаимоотношениях с мигрантами; «Мелодия для ханты» – о том, как секты вербуют в свои ряды представителей коренных малочисленных народов и уничтожают древние культовые памятники. Увы, в федеральном эфире у нас просто даже и форматов нет, где такое могло бы появиться», - сказала Маргарита Лянге.
По словам эксперта, чтобы помогать тем, кто действительно работает и имеет аудиторию, необходимо изменить систему государственной поддержки: «Часть, минимум 10%, на свое содержание этнические СМИ должны добывать сами (это подписка, пожертвования, реклама), и это станет маркером, что они действительно нужны и востребованы. Хорошо бы перестать «размазывать» средства тонким слоем на всех, а стимулировать эффективность и качество. Эта цифра не с потолка, а мнение главных редакторов этнических СМИ, которые входят в нашу гильдию, и результат «круглых столов» и дискуссий в разных регионах страны, которые мы проводили».