Государственная инспекция по маломерным судам Югры предупреждает: на реках наступает период ледообразования. С ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, лед непрочен, тонкий, слабый и не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. Молодой лед отличается более темным цветом и тонким ровным снежным покровом, без застругов и надувов.
Как правило, водоемы замерзают неравномерно: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает ледообразование. С образованием первого льда люди начинают выходить на водоем, забывая о смертельной опасности, которую таят в себе только что замерзшие воды.
Как сообщили РИЦ «Югра» в ГУ МЧС по ХМАО-Югре, в автономном округе уже отмечен случай провала человека под лед: 20 октября в единую дежурно-диспетчерскую службу Нижневартовского района поступило сообщение о том, что в районе деревни Большой Ларьяк, при пересечении реки Большой Пасол, провалился в полынью и утонул мужчина.
Специалисты напоминают: человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду. Также в холодной воде смерть может наступить, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный «холодовый шок», развивающийся в первые 5-15 мин после погружения в воду.
Также возможна быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.
Также ГИМС напоминает судовладельцам: для предупреждения повреждения корпусов льдом, что может привести к их затоплению и гибели людей, использование маломерных судов запрещено до открытия следующего навигационного периода. Их владельцам необходимо заблаговременно позаботиться о своих плавсредствах и убрать их в безопасное место для зимнего отстоя, так как во время ледостава на реках округа осуществляется подъем уровня воды, что может привести к затоплению или же повреждению маломерных судов движущимся льдом, оставленных вблизи уреза.