Губернатор Югры Наталья Комарова приняла накануне участие в обсуждении планов по среднесрочному и долгосрочному сотрудничеству по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта на севере УрФО. Как уже сообщал
РИЦ «Югра», совещание с представителями региональных властей и крупнейших грузоотправителей состоялось в рамках рабочего визита на Свердловскую магистраль президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова.
«В целом по январю нагрузка снизилась на 2,9 процента. А здесь погрузка растет. Мы видим здесь очень серьезный потенциал и поэтому хотим в рамках наших соглашений системно определить планы, - отметил Олег Белозёров, комментируя перспективы расширения и запуска новых инфраструктурных проектов в Югре. - Сейчас именно тот момент, когда мы должны активно развивать инфраструктуру. В ряде направлений, где высвобождаются наши мощности, мы можем дать больше окна и технологически произвести больше работ. Здесь регион богатый ресурсами, богатый промышленностью, и здесь хорошая наша грузовая база. И мы постараемся создать условия, чтобы услуги РЖД здесь были востребованы».
В частности, развитие направления Тобольск – Сургут – Коротчаево, наряду с усилением пропускных способностей Транссиба, является важнейшим инфраструктурным проектом ОАО «РЖД». Его реализация позволит обеспечить потребности нефте- и газохимических предприятий в перевозках сырья, полуфабрикатов и готовой продукции с учетом прогнозируемого роста грузопотоков.
Первая очередь предусматривает строительство 249 км сплошных вторых путей на участке Тобольск – Сургут и 14 разъездов на участке Сургут – Коротчаево. С 2012 по 2015 год уже введено в эксплуатацию 152 км вторых путей, построено 7 разъездов. С учетом проведенных мероприятий пропускная способность направления Тобольск – Сургут – Коротчаево будет увеличена до 66 пар поездов в сутки, а объем перевозок – до 40 млн тонн. Это позволит обеспечить вывоз всего объема грузов на долгосрочную перспективу.
В 2017 году проект усиления инфраструктуры на направлении Тобольск – Сургут – Коротчаево должен быть завершен. Единственным «узким» местом может остаться станция Сургут. Сейчас она работает с полной загрузкой, полностью исчерпав пропускную и перерабатывающую способность. Основным грузоотправителем станции Сургут является ООО «Газпромтранс» (доля в общей погрузке составляет 96%). Поэтому участники совещания признали целесообразным совместный поиск такой формулы взаимодействия, которая устроит всех бизнес-партнеров, и при этом будет работать на экономическое развитие региона и всей страны.
«Мы готовы обсуждать новые схемы сотрудничества и соответствовать требованиям наших партнеров, - отметил Олег Белозёров. - Речь может идти о том, что перевозчики гарантируют железной дороге объемы перевозок, а ОАО «РЖД» развивает под эти объемы инфраструктуру».
«Проект по реконструкции участка Тобольск-Сургут-Каратчаево уже перевалил через экватор, - отметила Наталья Комарова. Сегодня президент РЖД со своими партнерами, как мне видится, сверил часы и определил, что никаких препятствий, мешающих этому проекту, нет. Напротив, есть дополнительные возможности, чтобы темпы усилить», - отметила Наталья Комарова, комментируя итоги совещания.
Еще одним стратегическим проектом, рассмотренным на совещании, стало строительство линии «Полуночная – Обская», которая пройдет вдоль восточного склона Уральских гор и способна обеспечить кратчайшую меридиональную связь между Северным широтным ходом и Транссибом, а также с морским портом Сабетта.
Отметим, этот проект является приоритетным уже сегодня как минимум по двум причинам. Надежный выход России в Арктику может быть обеспечен только двумя магистралями, которые разделят постоянно увеличивающийся поток грузов. Кроме того, линия «Полуночная – Обская» имеет самостоятельную и стратегическую для страны ценность в том, что она позволит открыть для промышленного освоения пока труднодоступные районы Приполярного Урала. Их ресурсный потенциал, даже не до конца разведанный, оценивается как минимум в 18 триллионов рублей и способен стать новой сырьевой базой для развитой металлургии всего большого Урала. Такая потребность стала особенно актуальной сейчас, в условиях широкого импортозамещения и перехода на отечественное сырье.
«Считаю этот проект крайне важным. Потому что не сегодня-завтра все меры по модернизации дороги Тобольск-Сургут-Каратчаево окажутся тщетными, дорога снова будет перегружена. И мы как стояли на одной ноге, так и останемся стоять, особенно если будет запущен Северный широтный ход. У проекта есть якорный инвестор, мы проектом занимаемся. Есть основа двигаться дальше. Такие базовые проекты формируют каркас наших взаимных обязательств», - отметила Наталья Комарова.
Напомним, губернатор Югры Наталья Комарова, выступая на VIII Российско-Германской сырьевой конференции «Российско-Германское партнёрство в сырьевом секторе: доверие и надёжность» в октябре прошлого года в Санкт-Петербурге, подчеркивала, что важность «захода» на Приполярный Урал, северно-западные районы Югры, которые «богатые залежами минерального сырья: кварца, угля, черных, цветных, редких и благородных металлов, алмазов. Этой кладовой природы уже пользуются югорские предприятия, планирующие занять место второго в мире поставщика высокочистого кварца в горизонте до 2020 года. Вместе с этим, ресурсная база Приполярного Урала могла бы стать трамплином для развития десятков, а не единичных производств», – подчеркнула глава региона.
При этом Наталья Комарова тогда отметила, что для реализации проекта требуется построение новой транспортной инфраструктуры и реализация комплексного подхода в освоении территории.
Стороны договорились о том, что будет подготовлено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Югры и РЖД в области железнодорожного транспорта на 2017-2020 годы, в котором будут зафиксированы совместные обязательства по текущим и стратегическим инфраструктурным проектам.