Она поможет создать в населенных пунктах округа доступную среду для инвалидов, которым трудно ориентироваться в пространстве.
«Пока мы совместно с департаментом социального развития Югры проводим анализ и оценку внедрения в округе этой системы ориентирования и информирования, - отметил директор окружного департамента дорожного хозяйства и транспорта Валерий Фомагин. – Мы считаем такой шаг важным и нужным для создания в округе безбарьерной среды».
Уже сейчас во многих городах Югры ездят низкопольные автобусы, очень удобные для колясочников или людей с тростьями. В Сургуте 67% автопарка - низкопольные автобусы. В Нижневартовске – 76%. Цифры немаленькие, но для инвалидов просто заниженного пола в транспорте недостаточно, чтобы сделать его по-настоящему доступным.
«Мы довольны тем, что по городу катаются такие автобусы, объявляются остановки, что для незрячих очень важно, - рассказала председатель Нижневартовского городского общества слепых Светлана Горбачева. – Но для нас этого не достаточно. Слепым сложно найти остановку, понять какой автобус подъехал и куда он следует. Очень трудно найти вход в транспорт».
Эту проблему «Говорящий город» решает без труда. Незрячий человек слышит подъезжающий автобус. У него в руках небольшое устройство, напоминающее телефон. Пользователь нажимает на кнопку, сигнал с пульта получает спутник. Он определяет ближайший к человеку автобус, оснащенный радиотрансивером.
Устройство пользователя извещает его об остановке и о маршруте подъезжающего автобуса. Также трансивер средства передвижения подает звуковой сигнал для определения входа в автобус. Водитель транспортного средства, в кабине которого также установлен пульт, уже знает о том, что в транспорт входит незрячий. При необходимости, он будет готов помочь пассажиру. Оборудование может обеспечить воспроизведение сообщений на различных языках. А это сделает ту же окружную столицу доступной не только для своих жителей с ограниченными возможностями, но и для туристов, приезжих, пожилых людей.
«Говорящий город» уже работает в некоторых крупных городах России, например, в Санкт-Петербурге, Омске, Сочи и Волгограде. Система помогает людям находить входы в здания, вокзалы, аэропорты, ориентироваться внутри, например, найти путь к конкретному кабинету, даже узнать, что на дороге есть неисправный светофор.
Окружные власти всерьез намерены сделать общественный транспорт в Югре доступным. Об этом в рамках заседания совета по делам инвалидов при главе региона сообщил первый заместитель губернатора Югры Геннадий Бухтин, сообщает ugra-news.
«Пока в качестве эксперимента мы можем установить на остановках радиоинформирование с RFID-метками. Это обойдется нам значительно дешевле, - пояснил Геннадий Бухтин. – Нужно, чтобы как в музее, человек на расстояние в 15 шагов подошел к остановке и ему уже начала поступать информация о том, какие здесь автобусы ходят и по каким маршрутам. В любом случае, думаю, Югре нужен современный «Говорящий город».