С начала этого года в автономном округе зарегистрировали более 3,5 тыс. киберпреступлений. Их раскрываемость составила 26%. Больше всего от действий мошенников пострадали жители Сургута, Нижневартовска и Ханты-Мансийска, сообщили накануне в прямом эфире группы региона «Югра» ВКонтакте.
Самые частые виды таких преступлений: звонки от лица службы безопасности банков, мнимое открытие кредитов, участие в инвестпроектах, использование якобы «безопасной» ссылки при совершении онлайн-покупок или оплаты услуг сервисов.
При этом стать жертвой проходимцев рискует каждый югорчанин - анализ показал, что от их действий страдают люди различных профессий, образования и возраста.
Чтобы этого не случилось, эксперты рекомендуют жителям региона повышать финансовую грамотность. Никому не сообщать личные данные, номер банковской карты, CVC-код с оборотной стороны карты или смс-код.
Помнить, что сотрудники безопасности банков никогда не запрашивают в разговорах и переписках личную информацию. Центробанк, к примеру, не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его служащие не направляют никому копии своих документов.
Еще одна распространенная схема обмана граждан - использование темы санкций против российских банков. Махинаторы предлагают клиентам решить проблему за деньги, оформив счет в иностранном банке или виртуальную карту с широкими возможностями.
Если же деньги все-таки были похищены, югорчанам советуют немедленно сообщить об этом в банк, заблокировать карту и написать заявление в отделении банка о несогласии с проведенной преступниками операцией. Также необходимо обратиться в полицию и направить жалобу в Банк России.
Для дополнительной защиты денежных средств клиентов можно также бесплатно установить в банке запрет на совершение онлайн-операций по счету. Если клиент захочет совершить онлайн-перевод или взять онлайн-кредит, запрет нужно будет снять.
Пожилым жителям региона и людям с инвалидностью Банк России рекомендует использовать сервис «второй руки». При подключении услуги помощники смогут отклонять подозрительные операции без права использования денежных средств клиента.
Кроме того, банки начинают проводить идентификацию всех устройств, с которых клиенты совершают онлайн-операции. Обязательна проверка электронной почты, мобильного телефона клиента.
При совершении покупок или заказе услуг на онлайн-площадках не стоит переносить общение в мессенджеры или другие сайты, пользоваться ссылками на оплату, необходимо также убедиться в порядочности продавца. Важно использовать только официальные приложения Apple store и Play market.
Сегодня в Югре при территориальных органах внутренних дел работают общественные советы, члены которых проводят информационные кампании против мошенничества в интернете, рейды по общественным местам, беседы в трудовых коллективах, разрабатывают и раздают землякам памятки по кибербезопасности.