Накануне организаторы «Духа Огня» рассказали о конкурсной программе этого года, а также о новом направлении, в котором будет развиваться фестиваль в ближайшее время.
Как сообщили РИЦ «Югра» в окружном департаменте общественных и внешних связей, по каким критериям была сформирована конкурсная программа рассказал председатель отборочной комиссии Борис Нелепо: «У нас, как вы знаете, два конкурса: международный конкурс и конкурс российских дебютов. Все эти картины - первые игровые работы режиссеров. При этом все представленные фильмы сделаны так, что их невозможно назвать работами начинающих авторов – настолько высок их уровень».
По его словам, главный критерий отбора заключался в том, чтобы фильмы перекликались друг с другом и образовывали единую программу. Кроме того, они должны быть интересны зрителю, а не являться исключительно экспериментальными профессиональными проектами. И при этом - соответствовать самым высоким стандартам отбора, которые сформировались за предыдущие годы работы «Духа Огня». Борис Нелепо выразил надежду на то, что сформированная им конкурсная программа «Духа огня» будет соответствовать ожиданиям взыскательной югорской публики.
«У нас настолько широкая география программы, что, в сущности, мы предлагаем зрителю за эти несколько дней фестиваля совершить кругосветное путешествие, побывав на самых разных континентах и в самых разных политических и исторических условиях, - сказал Борис Нелепо. - Мне кажется, что зрителю пережить, испытать тот опыт в кино, которого у него нет, очень интересно. Но с другой стороны, ему также хочется увидеть что-то узнаваемое. То, с чем он может соотнестись, сопереживать, и, возможно, найти какие-то ответы на те или иные вопросы, которые его волнуют».
В свою очередь, президент «Духа огня» Сергей Соловьев поделился своими идеями по развитию кинофестиваля и тех перемен, которые его ожидают в будущем. Известный режиссер пообещал, что дирекция фестиваля будет продолжать делать тоже, что и предыдущие 15 лет, и никаких «революционных изменений» не планируется. Однако фестиваль станет более ориентирован на короткометражное кино.
«Конечно, мы думаем о том, как будет развиваться фестиваль. Я люблю дебютные картины из разных стран. Но лично мне не хватало всегда какого-то «озарения первой картины». Мы с Марией Зверевой в последнее время страшно «подсели» на короткометражные фильмы, - сообщил Сергей Соловьев. - В них очень ярко выражена степень языкового и человеческого, душевного озарения. В короткометражных фильмах, которые делаются студентами, ярко выражено такое озарение. Оно есть в каждой работе и среди них можно найти очень интересные».
Сергей Соловьев подчеркнул, что последние несколько лет ходит во ВГИК с большим удовольствием, чем на киностудию «Мосфильм». Как сообщила вице-президент фестиваля Мария Зверева, новым направлением для «Духа огня» станет знакомство зрителей с работами выпускников кинематографических вузов и их пробными работами.
«Мы пришли к короткому метру. А следующий шаг – это будут курсовые работы и дипломы. Таким образом, мы можем представлять мастерские. Все-таки во всех киношколах учатся не курсами, а мастерскими. И проблема мастера, который не «подламывает» учеников, а дает им вырасти такими, какими их задумала природа - это очень важно. В этом году мы делаем это впервые с мастерской Сокурова. Надеюсь, что это будет всем интересно», - поделилась планами Мария Зверева.
«У нас есть программа «Дебют – короткий метр», куда вошло 16 картин. В этом году сформирована очень серьезная программа короткого метра, которая максимально репрезентативна и представляет практически все молодые школы и новое поколение, которое дебютирует», - сказал Борис Нелепо.
Кроме кинематографических лент, Сергей Соловьев призвал обратить особое внимание и на те спектакли, которые будут показаны во время нынешнего «Духа огня». Это постановки, созданные под руководством самого Соловьева - «Стеклянный зверинец» и «Пять вечеров», роли в которых исполнят студенты второго курса ВГИКА.
«Я хочу поблагодарить ВГИК и, особенно, Институт современного искусства. Я туда как-то случайно зашел, чтобы помочь отобрать актеров. И там собрал актерскую команду, с которой мне страшно интересно было работать. Это ужасно важно - сделать что-то с начинающими людьми. Иногда это приносит сильнейшее удовольствие. Я думаю, что мы ближайшие годы очень серьезно будем заниматься короткометражными фильмами, из которых потом рождаются дебюты», - подытожил Сергей Соловьев.