Более пятисот работников образования со всей Югры и других регионов России собрались в Сургуте на двухдневное совещание «Эффективная образовательная среда: новые вызовы и современные решения».
В программе совещания состоялись круглые столы, работа проектных групп по различным направлениям, семинары, мастер-классы ведущих российских издательств и компаний системных технологий и комплексного оборудования, выставка.
Работу совещания прокомментировал его участник, Председатель Попечительского совета Сургутского государственного университета, кандидат экономических наук, Почётный доктор СурГУ Александр Сидоров.
- Александр Леонидович! В чем особенность нынешнего совещания и какие вопросы вы поднимали в процессе обсуждения?
- Состоялся некий смотр сил, «сверка часов» перед началом учебного года. В этом году очень представительные, соответствующие важности стоящих перед югорским педагогическим сообществом задач. А они действительно серьезны. Решили проблему с садиками, на очереди проблема со школами – чтобы не было второй смены и, тем более, третьей. Детям должно быть удобно и комфортно учиться. В программы заложено строительство в Югре 65 школ на 30 000 учащихся до 2023 года.
- То есть новый учебный год педагоги встречают на позитивной ноте?
- Безусловно, да. Однако любые качественные изменения обязательно требуют адекватного материального обеспечения. И здесь требуется решить ряд возникающих вопросов.
Например, всем новым школам нужны немало квалифицированных специалистов – от рядовых учителей до руководителей. Значит, нужно обучать собственные педагогические кадры, привлекать их из других регионов. И сделать все, чтобы они у нас задержались. То есть продолжать прилагать усилия для повышения привлекательности жизни и работы в Югре, отстаивать северные льготы и надбавки, расширять их и увеличивать. Ведь чем можно привлечь квалифицированного специалиста, особенно с учетом нашего сурового климата? Ответ понятен: достойной зарплатой, доступным жильем, высокой социальной обеспеченностью и хорошими перспективами. Человек должен чувствовать себя у нас комфортно и уютно. И ощущать: тут его дом, здесь ему рады. Это то, к чему мы должны стремиться.
- Вы затрагивали и вопрос межбюджетных отношений…
- Конечно, все довольны появлением новых детских садов и школ: и жители, и власти. При этом появление десятков образовательных объектов требует изыскивать дополнительные суммы на их содержание и зарплаты педагогам. А это уже ложиться на плечи местных бюджетов, которые и без того сегодня испытывают острую нехватку средств. Муниципалитетам остается всего около 30 процентов собранных денег. Соответственно, назрела необходимость совершенствования Бюджетного кодекса РФ.
Так что задачи повышения уровня образования не ограничиваются только специализированными педагогическими вопросами. Кадровая политика и экономика столь же важны. Поэтому эти темы тоже поднимались на совещании. Впрочем, в том, что мы вместе успешно решим эти вопросы, я не сомневаюсь. Если уж удается преодолевать такие сложные проблемы, как дефицит детских садов и школ, то найдем возможность решить и другие. Хотя бы потому, что всегда решали и знаем, как это делать.