Сегодня в ходе 9 заседания Думы Югры шестого созыва, депутаты рассмотрели отчёт об исполнении бюджета автономного округа за 2016 год.
Как сообщили РИЦ «Югра» в Информационно-аналитическом управлении Думы автономного округа, региональный бюджет на 2016 год изначально был утверждён в ноябре 2015 года по доходам в размере 176 млрд. рублей, по расходам – 202 млрд., дефицит составил почти 26 млрд.
В прошедшем году бюджетные параметры уточнялись четыре раза. В результате всех корректировок уточнённый план сложился по доходам – 191,9 млрд. рублей, по расходам – 209,4 млрд., дефицит – 18,6 млрд.
Итоги исполнения по доходам составили 103,7% к уточнённому плану, по расходам – 98,4%. Дефицит – 8,3 млрд. По сравнению с 2015 годом поступления по доходам уменьшились на 13,3%, расходы сократились на 7%.
В разрезе налога на прибыль организаций значительное снижение поступлений доходов обусловлено падением объёмов добычи нефти с 243,1 млн. тонн в 2015 году до 239,2 млн. в 2016 году. Также это связано с тем, что цена на нефть на мировом рынке снизилась с 51 доллара за баррель в 2015 году до 41,7 в 2016 году. Кроме того, упала экспортная выручка от реализации углеводородного сырья и продуктов их переработки на международном рынке.
Доля налога на имущество организаций в доходах бюджета возросла по сравнению с 2015 годом на 6,2%. Рост обусловлен поэтапной оптимизацией льгот в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи; увеличением количества объектов, в отношении которых налог на имущество организаций исчисляется от кадастровой стоимости; расширением налогооблагаемой базы за счёт введения в действие в 2016 году новых производственных мощностей. Доля налога на доходы физических лиц увеличилась на 5,1% в связи с ростом численности занятого населения и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.
Что касается Дорожного фонда, то к аналогичному периоду прошлого года темп роста доходов фонда составил 131,3%, исполнение годовых плановых показателей составило 107,6%.
Расходы бюджета автономного округа на социальную сферу – образование, культуру и кинематографию, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальную политику, включая целевые межбюджетные трансферты муниципальным образованиям, в 2016 году составили 67% от общего объёма расходов. По сравнению с 2015 годом данные расходы увеличились на два млрд. рублей.
Региональный бюджет исполнялся в отчётном периоде в структуре 25 государственных программ по направлениям: социально-культурная сфера– 66,5%; жилищно-коммунальная сфера – 9,6%; развитие отраслей экономики – 13,0%; межбюджетное регулирование, сбалансированность бюджетов муниципальных образований – 6,6%; иные направления – 4,3%. На их реализацию из бюджета округа направлено 98,4% к уточнённому плану на год. Удельный вес государственных программ в общих расходах бюджета автономного округа за 2016 год составил 98,9%.
По всем госпрограммам отмечается ровное исполнение – 98-99%. В полном объёме выполнена программа «Создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышения устойчивости местных бюджетов Югры на 2016 – 2020 годы». Наиболее низкое исполнение (90,2%) отмечается по госпрограмме «Развитие транспортной системы Югры на 2016 - 2020 годы».
Значительная доля средств бюджета была направлена на выполнение программных мероприятий в области образования, здравоохранения, жилищной политики, дорожного хозяйства, социальной поддержки граждан.
Расходование средств дорожного фонда осуществлялось на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, обеспечение их сохранности, на межбюджетные трансферты местным бюджетам на строительство и реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Расходы на предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с Адресной инвестиционной программой составили 94,9% от уточнённых годовых назначений.
В 2016 году продолжилась реализация указов президента Российской Федерации. Основная часть бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, была направлена на осуществление мер по обеспечению граждан доступным и комфортным жильём. Также было выделено финансирование на обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы.
Межбюджетные трансферты в структуре расходов бюджета автономного округа составили 39,6%. Их фактический объём – 99,4% к уточнённому плану на год. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности выделяются с целью обеспечения равных возможностей муниципальных образований по реализации конституционных прав граждан и предоставлению на территории автономного округа муниципальных услуг. Предоставление в 2016 году дотаций позволило сократить уровень дифференциации бюджетной обеспеченности между пяти наиболее и наименее обеспеченными муниципалитетами с 3,1 до 1,3 раза.
Субсидии бюджетам муниципальных образований предоставлены в рамках 13 государственных программ. Наибольшая доля приходится на госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей автономного округа в 2016–2020 годах» и «Развитие образования в Югре на 2016–2020 годы».
На исполнение наказов избирателей выделено в 2016 году 222 млн. рублей, освоено 213 млн. или 95,9%.
Средства из Резервного фонда правительства автономного округа в отчётном периоде выделены в объёме 1,7 млрд. рублей, освоено на 98,7%.
Остаток средств бюджета на конец отчётного года составил 24,2 млрд. рублей, в том числе средства Резервного фонда автономного округа в сумме 5 млрд. По состоянию на 1 января 2017 года на банковских депозитах размещены временно свободные средства бюджета в сумме 29 млрд. рублей, в результате чего в доход бюджета Югры поступило 4,5 млрд. рублей. Государственный долг автономного округа по состоянию на 1 января 2017 года составил 17,4 млрд. рублей, в то время как планировался в сумме 18,4 млрд.