В отчете «Диалога» для Минпромторга России представлены результаты аналитического исследования и социологических опросов, которые отражают отношение россиян к отечественному производству непродовольственных товаров. Оценивая период с июня по ноябрь 2023 года, исследователи проанализировали отношение россиян к одежде, мебели, косметике и бытовой технике.
В рамках исследования было проанализировано более 26 тыс. содержательных комментариев на популярных платформах, включая ВКонтакте, Telegram и Дзен. Результаты показали, что российская аудитория соцсетей в основном относится к отечественным косметике (73%), одежде (55%) и мебели (53%) с оптимизмом и позитивом. Относительно бытовой техники было зафиксировано 41% позитивных комментариев.
Однако, было замечено, что пользователи проявляют заблуждения относительно происхождения брендов, что связано с их наименованием. Некоторые авторы комментариев признали, что ранее не считали определенные бренды отечественными из-за использования иностранного наименования. Отдельное внимание было обращено на высказывания пользователей соцмедиа, которые выражали недовольство тем, что российские бренды используют латинские буквы в названиях своих компаний.
Аналитики отметили, что стереотип об отсутствии собственного производства техники в России связан с технологической сложностью создания товаров. Однако, преобладание позитивных комментариев и положительное удивление от использования российских товаров, которые ранее не использовали, позволяют предположить, что российские граждане обращают больше внимания на отечественных производителей в условиях санкционного давления и менее подвержены стереотипу о невысоком качестве российской продукции.
Данные онлайн-социологии «Вебера» за июнь-ноябрь 2023 года показывают, что мнение относительно качества российских товаров разделилось примерно пополам: 34% считают отечественную продукцию качественной, 37% имеют обратное мнение, а еще 29% затрудняются в оценке качества российских товаров.
Начальник управления социологии АНО «Диалог» и руководитель социологического агентства «Вебер» Елена Удалова считает, что эти комментарии оставляют потенциал для роста позитивных оценок и вовлечения новых потребителей.
«Мы фиксируем, что сегодня большинство россиян (63%) считают уход иностранных брендов позитивным явлением для российской экономики, а почти половина (48%) позитивно относятся к российским предпринимателям. К категориям брендов, где у нас есть наибольший потенциал для роста, опрошенные чаще всего относят технику и электронику (21%), при этом лишь 16% выступают за возвращение иностранных брендов, что лишний раз подчеркивает: большинство граждан в первую очередь желают развития и появления новых российских товаров, нежели возвращения зарубежных», - отмечает Удалова.