Оценка регулирующего воздействия – это правовой инструмент, позволяющий изменять действующие законы или оказывать влияние на положения новых инициатив.
Как ОРВ влияет на бизнес-среду, какие гарантии защиты прав предпринимателей – участников ОРВ, а также почему предпринимателям выгодно участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов? На эти и другие вопросы ответили на пресс-конференции в РИЦ «Югра» заместитель директора департамента экономического развития Югры Владимир Утбанов и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Югре Ирина Каск.
- Владимир Утбанович, как ОРВ влияет на бизнес-среду? Почему государство заинтересовано в проведении данной процедуры?
- Все проекты НПА, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской деятельности, в процессе разработки проходят оценку регулирующего воздействия (ОРВ). Отраслевые департаменты и службы анализируют разрабатываемые проекты на предмет выявления в них избыточных обязанностей, запретов, ограничений для предпринимателей.
Это необходимо для исключения необоснованных расходов предпринимателей, которые могут возникнуть в связи с выполнением избыточных требований.
Преимущество ОРВ для государства очевидно. Государственные решения принимаются в публичной плоскости, обсуждаются с предпринимателями-экспертами в своей профессиональной деятельности. Все решения принимаются на основе оценки альтернативных вариантов решения существующих проблем исходя из соразмерности потенциальных издержек и выгод нового регулирования.
Проводимая работа позволяет исключить необдуманные и нецелесообразные решения на этапе принятия правового акта. После проведения ОРВ мы получаем эффективный НПА, который позволяет государству достигать поставленные цели, но при этом не мешает бизнесу работать.
Благодаря совместной работе с бизнесом устранено порядка 200 замечаний к качеству подготовки НПА, что позволило предотвратить необоснованные расходы предпринимателей на общую сумму свыше 250 миллионов рублей.
- Ирина Александровна, расскажите о своем участии и об участии предпринимателей в процедурах ОРВ.
- Механизмы ОРВ активно используются Аппаратом Уполномоченного как при рассмотрении конкретных обращений, так и при реализации полномочия, касающегося участия в формировании государственной политики в области защиты прав и законных интересов предпринимателей.
В 2023 году Уполномоченным проведен анализ 383 НПА и их проектов. В адрес разработчиков правовых актов направлено 113 замечаний и предложений.
Необходимо отметить, что нами, в том числе и на основе соответствующих соглашений с главами муниципальных образований Югры, процедуры ОРВ проводятся и в отношении муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. Урегулирование разногласий с разработчиками проектов проходит в штатном режиме. Большая часть предложений учтена при доработке НПА. Предприниматели региона также понимают важность участия в ОРВ. Во-первых, это возможно «примерить» проект на себя:
- определить на старте, как повлияет проект на работу предпринимателя;
- определить экономический эффект от принятия проекта (издержки, связанные с выполнением требований проекта и потенциальные выгоды
от его принятия).
Во-вторых, это наличие оперативной информации о планируемых изменениях законодательства и своевременное реагирование на ситуацию (подготовиться к новым условиям ведения деятельности).
В-третьих, это возможность оказывать влияние на принимаемые государством решения.
- Владимир Утбанович, на протяжении последних лет органы власти последовательно работают над созданием комфортного делового климата. Одним из направлений такой работы стало проведение реформы контрольно-надзорной деятельности. Какова роль ОРВ в данном направлении?
- Реформа контрольно-надзорной деятельности включает в себя два основных пункта: обязательные требования к бизнесу и новое регулирование.
И все эти составляющие входят в предметную область ОРВ. Мы работаем над созданием эффективного законодательства, чтобы предпринимателям стало выгоднее соблюдать правила, а контрольно-надзорные органы смогли переориентировать свою деятельность на проведение профилактических мероприятий, а не на фиксацию нарушений.
Что такое обязательные требования? Это правила (обязанности, запреты и ограничения) для предпринимателей, соблюдение которых оценивается в рамках контрольно-надзорной, разрешительной деятельности. При несоблюдение обязательных требований деятельность предпринимателя незаконна либо невозможна.
Цель установления обязательных требований и последующего контроля их исполнения – защита охраняемых законом ценностей (жизнь, здоровье, окружающая среда, права инвалидов и т.п.). Поэтому принятие решений об установлении каких-либо обязательных требований возможно только после оценки соразмерности рисков причинения вреда ОЗЦ
и издержек бизнеса.
Важно чтобы обязательные требования были одинаково понятными и для бизнеса, и для контролеров. Именно при проведении ОРВ обеспечивается соблюдение принципов установления обязательных требований. Задача ОРВ на данном этапе, обеспечить выполнение разработчиками НПА норм законодательства, которые не позволяют количеству правил для бизнеса разрастаться. Все обязательные требования должны пересматриваться раз в 6 лет, новые требования вступают в силу два раза в год (с 1 марта либо с 1 сентября).
- Владимир Утбанович, какие еще инструменты профилактики нарушения обязательных требований есть в распоряжении предпринимателей?
- Предпринимателю важно осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными правилами и быть готовым к проведению проверки контролирующими органами. Для этого в Югре создан реестр обязательных требований, содержащихся в НПА автономного округа. Реестр размещен на Портале проектов НПА (https://regulation.admhmao.ru/).
На сегодняшний день в реестр включены 516 обязательных требований по 11 видам регионального государственного контроля (надзора). Реестр ОТ – это уникальная площадка, которая позволит предпринимателям найти необходимую информацию для подготовки
к проверке контрольного органа, пройти самообследование, заполнив проверочные листы.
Институты поддержки бизнеса также являются активными пользователями реестра, учитывая содержащуюся в нем информацию при составлении обучающих программ по открытию и ведению бизнеса.
- Мы услышали мнение со стороны органов власти. Ирина Александровна, а как Вы считаете, эффективные ли процедуры ОРВ? Способствуют ли они снижению нагрузки на бизнес?
- Безусловно регуляторные процедуры работают. Югра поднялась на 12 пунктов в индексе «Административного давления – 2023», и заняла 14 место в рейтинге субъектов Российской Федерации. Правительством автономного округа утверждены положения о 29 видах регионального государственного контроля (надзора). Положения устанавливают не только виды и периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий, но и критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля.
Проведение ОРВ при принятии указанных документов способствовало созданию условий для гибкого подхода к организации проверок, повышению эффективности профилактики и предупреждения нарушений, в также снижению издержек бизнеса и бюджетных затрат.
- Владимир Утбанович, что позволяет ОРВ быть эффективным инструментом защиты интересов предпринимателей?
- Прежде всего это нормативное закрепление гарантий защиты прав предпринимателей и пристальный контроль за их соблюдением разработчиками проектов НПА.
Все проекты актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности, обсуждаются на единой информационной площадке – Портале проектов НПА. К обсуждению инициатив привлекаются Уполномоченный по защите прав предпринимателей, ведущие бизнес-сообщества региона. Все представленные мнения рассматриваются, авторы содержательных отзывов уведомляются о результатах рассмотрения предложений, разногласия должны быть урегулированы.
Несоблюдение перечисленных гарантий защиты интересов бизнеса рассматривается как процедурное нарушение и является основанием для вынесения отрицательного заключения об ОРВ, проект блокируется до устранения замечаний (в 2023 году выявлено 293 нарушения порядка проведения ОРВ).
- Ирина Александровна, ваше мнение?
- С каждым годом уровень доверия предпринимателей к процедурам ОРВ растет. По результатам опроса предпринимателей об уровне и качестве проведения ОРВ в Югре, порядка 80% опрошенных считают ОРВ полезной процедурой, защищающей интересы бизнеса. Доля предпринимателей, отказывающихся от участия в регуляторных процедурах по причине неуверенности в возможности оказывать влияния на государственные решения, сократилась до 17% (2022 год – 27%).
Сейчас предприниматели проявляют инициативу и участвуют
в формировании государственного управления в области ведения бизнеса. Бизнес активно участвует в обсуждении проектов НПА.