В рамках кинофестиваля «Дух огня» состоялся круглый стол с участием российских и зарубежных продюсеров, режиссеров и актеров, которые работают над социальными проектами в области кинематографа. Как сообщили РИЦ «Югра» в окружном департаменте общественных и внешних связей, главные вопросы, звучащие на круглом столе: насколько важно и нужно показывать фильмы социальной направленности и необходимо ли вкладывать деньги в их создание.
Так, автор программы «Кино для всех» и руководитель филиала АУ «Югорский кинопрокат» в Сургуте Нина Тверитина отметила, что в 2017 году впервые на киноэкране Центра для одаренных детей Севера показали героев Югры - прошел показ фильма режиссера Никиты Тихонова-Рау «Дело жизни — Югра». На круглом столе присутствовали герои этого фильма — социальные предприниматели: автор и руководитель проектов Центр реабилитации людей с аутизмом и иными расстройствами «Лого-Ритм» и инклюзивный детский сад «Счастье» Ирина Токарева и представитель службы предоставления услуг по уходу «Забота» и пансионата для людей с инвалидностью и преклонного возраста Константин Щербинин.
«У кинематографического сообщества, бизнеса и власти есть уникальный шанс наладить в России индустрию социального кино, — считает режиссер, продюсер документального кино и социальных медиапроектов, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения Никита Тихонов-Рау. - В мире сейчас тренд на так называемый «social impact film» — кино, которое оказывает воздействие на общество. В стране много нерешенных проблем, которые поднимает социальное кино. Это сиротство, наркомания, экономические проблемы регионов. Конечно, кино - вещь дорогая, и вопрос, на какие средства будет оно создаваться. Считаю, что большие хорошие проекты должны рождаться на основе софинансирования: государства, киностудий, бизнеса и некоммерческих организаций».
Владимиру Рудаку из Петразоводска инвалидная коляска не мешает заниматься кинематографией и писать музыку. В 2005 году он пришел в кино, потому что его не устраивал имидж человека с ограниченными возможностями в кинематографе. На экране это был человек в инвалидном кресле с клетчатым пледом на ногах, слушающий грустную музыку на фортепиано.
«Такая роль вызывает жалость и скорбь и должна быть кардинально пересмотрена, — считает Владимир Рудак. - Так родился фильм «Ананас». В нем речь идет о неприметном и скрытном человеке Геннадии, жизнь которого после полученной в аварии травмы кардинально меняется. Он передвигается на инвалидной коляске и радуется тому, что возле него появляются люди, желающие ему чем-то помочь: интересуются делами и здоровьем, вовлекают в секцию паралимпийского спорта, собирают деньги на лечение. Герой скрывает, что уже не нуждается в инвалидной коляске, которой он пользуется только на людях. Врачи разводят руками, списывая все на психологическую травму. Через какое-то время Геннадий замечает, что люди не прочь воспользоваться его положением в корыстных целях. Конечно, не обойдется дело и без романтической линии… «Ананас» – это мультимедийный проект: фильм, книга и спектакль».
На фестивале «Дух огня», в рамках программы «Кино для всех» впервые в этом году появилось международное направление, которым занималась Екатерина Бордачева, программный директор Head of Programm Russian Film Market. Благодаря ее усилиям, в этом году в Ханты-Мансийск режиссер-дебютант из Германии Ансгар Алерс привез фильм «Дети Баха».
По сюжету, учитель музыки Мартен Бруклин получает известие из Бразилии. Его друг детства оставил ему в наследство подлинный нотный лист произведения Иоганна Себастьяна Баха. После небольшого замешательства он решается на поездку и оказывается в самом центре Бразилии. Именно здесь ему судьба уготовила массу сюрпризов: от пропажи багажа и документов с последующим посещением центра содержания несовершеннолетних, до занятий музыкой с детьми и подростками из этого центра.
Как рассказал руководитель и хореограф-постановщик пластического театра «ProДвижение» Владимир Лопаев из Иркутска, для него было в новинку работать над постановкой с детьми с ограниченными возможностями. Потом появился спектакль иркутских актеров с диагнозом ДЦП «Иноходец». «Участие в спектакле – это не реабилитация, – признается Владимир Лопаев. – Это провокация: испытать волнение, ответственность, нужность».
Режиссер документального кино, сценарист, продюсер из Санкт-Петербурга Татьяна Хомутова отмечает, что в Петербурге на коляске в кинотетар не заедешь, на коляске можно спуститься только на одну станцию метро, или пройти по Невскому проспекту. А в Ханты-Мансийске людям с ограниченными возможностями здоровья двери открыты в любой кинотеатр или концертный зал.
«Когда я делала фильм о доступной среде с Юрием Кузнецовым, я могла спокойнее относиться к тому, что у нас нет условия для инвалидов, если бы не видела, на каком уровне это у вас», – заключила Татьяна Хомутова.
Дмитрий Пуртов, возглавляющий «Югорский кинопрокат», напомнил, что только в Ханты-Мансийске есть залы, оборудованные для слабослышащих и слабовидящих людей. Для них будут представлены фильмы «Викинг» и «Притяжение» – это первые отечественные фильмы, полностью адаптированные для людей с ограниченными возможностями здоровья.