Второй год подряд фестиваль кинодебютов в Ханты-Мансийске «Дух Огня» становится площадкой для кинематографистов из государств БРИКС. Как сообщили
РИЦ «Югра» в окружном департаменте общественных и внешних связей, в 2017 году программа совместного продвижения фильмов из этих стран получила свое продолжение в виде презентации культурных программ Ассоциации «Судьба» и «Недели китайского кино» в рамках фестиваля.
Культурному сотрудничеству был посвящен круглый стол, где собрались представители киноиндустрии Бразилии, Индии, Китая. Российскую сторону представляли лучшие кинокритики и эксперты по современному кинематографу. Участники выделили две главные темы сотрудничества: популяризация собственных фильмов в странах-партнерах и совместное кинопроизводство.
Режиссёр из Индии Мехран Амрохи отметил, что его страна – одна из крупнейших по производству фильмов. Но большое значение при их создании имеют родственные связи. Его семья не имеет отношения к кино, потому производством и продвижением пришлось заниматься самому.
Его коллега и земляк продюсер Акбар Хуссаини, отметил, что искусство универсально. И если делать фильмы о том, что волнуют людей Индии, то эти же темы могут заинтересовать и «заграничных» зрителей. А вот что касается сотрудничества России и Индии в сфере кинопроизводства, то его на сегодняшний день вообще нет.
На такой парадокс обратил внимание и Леонид Павлючик, обозреватель газеты «Труд».
Страны БРИКС сотрудничают по большей части в области экономики, а вот культурное взаимодействие провисает. На российских экранах фильмов производства Бразилии и Индии практически нет, китайских – единицы.
«
Гендиректор «Мосфильма» рассказывал, что в советское время в Индии было несколько кинотеатров, которые финансировались российской стороной. Параллельно проходило приобщение советских жителей к их кинематографу. Возможно ли это сейчас? Думаю, да. Но нужна политическая воля глав государств», - отметил Леонид Павлючик.
В то же время, помимо заинтересованности властей, крайне важны и экономические факторы. К примеру, китайские кинематографисты не сильно заинтересованы выходить в широкий кинопрокат в России именно по экономическим причинам. Они не уверены, пойдет ли российский зритель на китайские фильмы. В то же время китайские партнеры проявляют активность в привлечении российских режиссеров, аниматоров, совместном производстве. Например, в этом году начнется работа над ремейком легендарного «Человека-амфибии», адаптированного для китайских зрителей.
Дмитрий Пуртов, возглавляющий «Югорский кинопрокат», видит возможность широкого распространения фильмов из КНР, помимо фестивалей, в развитии электронных кинотеатров. Этот формат не требует больших инвестиций. Тем не менее, с 1 марта этого года в Китае вышел закон об увеличении бюджета таких фильмов. Таким образом государство заботится о качестве лент.
Программный директор Российского Международного Кинорынка Екатерина Бордачева считает, что для начала кинематографисты БРИКС должны попробовать вступить в диалог со зрителем следует через детское кино.
Основатель и председатель ассоциации «Судьба» (Китай) Тан Тяньминь рассказал, что китайская экономика набирает обороты, что сказывается положительно на киноиндустрии. Но признался, что китайское кинопроизводство пока что отстает от мирового.
Примечательно, что при этом китайское правительство поддерживает сюжеты о российских и советских героях, которые сражались за свободу Китая. Например, в стране есть памятник Григорию Кулишенко, командиру эскадрильи советских бомбардировщиков, который погиб в Китае во время войны с японскими захватчиками. В Китае готовы работать над кинопроектами об их подвиге.
Мастер Шаолинь кунг-фу Ши Янтюн отметил, что Китай и другие азиатские страны имеют неплохие шансы продвигать свои фильмы через боевое искусство, как это было ранее с фильмами Брюса Ли и Джеки Чана. Он сообщил, что недавно закончил снимать интернет-фильм про кунг-фу, и зная любовь президента России Владимира Путина к Шаолиню, в дальнейшем Ши Янтюн хотел бы снять совместную российско-китайскую картину про боевые искусства.
«
Если есть мечта, то она обязательно сбудется. Под таким девизом живут в Шаолине», -рассказал Ши Янтюн.
А вот в Бразилии местный кинематограф испытывает не лучшие времена. Успехов «Рабыни Изауры», которая в своре время «взорвала» советское телевидение, в ближайшее время ожидать не приходится. Как рассказал председатель отборочной комиссии «Духа огня», кинокритик Борис Нелепо, он был в синематеке Рио-де-Жанейро. В огромном здании работало всего три или четыре человека, которые выполняли все функции: от кинопоказа до работы с пленками и архивацией. Здание в аварийном состоянии, но люди делают все, чтобы фильмы не потерялись и все это на чистом энтузиазме. Гордятся проектами с Россией, созданными еще в Советском Союзе, но в будущее смотрят с очень осторожным оптимизмом.